В России опубликовали первый вариант программы для обучения кандидатов в водители категории «B». Авторами выступил экспертный центр «Движение без опасности» — компания выиграла конкурс на их разработку. Документ будут обсуждать в Минпросвещении вместе с руководителями самих автошкол.
Программы концептуально не менялись с 1960-х годов, а последние годы в ГИБДД жестко критиковали качество подготовки выпускников автошкол. Кандидатов упрекали, в частности, в заучивании ответов на билеты и самих упражнений за рулем. Новый проект программы подразумевает, что при обучении придется больше думать и анализировать. Кроме того, авторы представили восемь новых упражнений на площадке.
Практики за рулем станет меньше
Объем часов теоретических и практических занятий, отводимый на освоение программы, сокращен со 190/188 часов до 146/144 часов. Это сделали за счет освоения части объема часов теоретических занятий обучающимися самостоятельно под контролем преподавателя. Как объяснили авторы документа, нередко в автошколы приходят водители уже с хорошими базовыми навыками. И столько обязательных часов им просто не нужно. При этом те кандидаты, которые хотят заниматься больше часов, смогут расширить свою подготовку и добрать столько часов, сколько им необходимо.
Таким образом, если сейчас на персональное обучение управлению автомобилем с механической/автоматической трансмиссией выделено 24 и 22 часа соответственно, то в случае принятия изменений количество часов сократят до 14/12 часов. При этом количество часов в условиях дорожного движения оставят прежним — 32 часа.
Опрошенные представители автошкол, которые были на презентации программы, при этом отметили, что один практический урок с инструктором стоит в среднем 1500-2500 рублей. Идею о том, что водители будут меньше ездить некоторые восприняли критически.
«Если есть возможность меньше учиться, а при этом навык не будет получен, мало кто пойдет доучиваться. Будут пытаться сдать, как есть», — отметил один из участников профессионального сообщества, который попросил его не называть.
Восемь обязательных упражнений для развития навыков
Во время практических занятий автомобилистам предложат освоить восемь упражнений. Авторы программы подчеркивают, что нужны они исключительно для наработки навыков водителя: сдавать в ГИБДД именно в таком виде их не придется. Кроме того, будут сохранены и классические знакомые упражнения, которые сейчас проходит в автошколах. В их числе «Движение по габаритному коридору передним и задним ходом», «Движение по габаритному коридору со смещением в правую и левую стороны передним и задним ходом с поворотами направо и налево», «Движение по габаритному кругу задним и передним ходом со стороны правого и левого борта автомобиля».
Разработчики напомнили, что согласно новым правилам приема экзаменов в ГИБДД, кандидат в водители должен уметь исполнять маневры и примеры из заданий в реальных дорожных условиях. Поэтому упражнения нужно не заучивать, и именно нарабатывать с их помощью практические навыки – под эти цели, как уверяют авторы документа, они и оптимизировали набор обучающих заданий.