В Москве и Нижнем Новогороде начали работать камеры, фиксирующие движение транспортных средств с выключенными фарами ближнего света или без дневных ходовых огней. В скором времени по итогам этого эксперимента будет решаться вопрос о внедрении подобного функционала в Подмосковье и других российских регионах. На какие нарушения настроены комплексы и какой свет потребуется включать водителю, чтобы не получить штраф?
Как работает программа?
Для того чтобы камеры начали считывать работающие фары, не потребуется установка нового оборудования. Достаточно перепрограммирования, так как все необходимые оптические модули у них уже есть. Разработчики программного обеспечения заявляют, что технические возможности позволяют без больших затрат переоборудовать 1,5 тысячи новых камер для работы в Москве и в крупных городах России. Около 900 таких комплексов расположены в регионах. В МВД пока оценивают уровень ошибок при распознавании нарушителей и не спешат приступать к массовой рассылке писем с протоколами. Между тем после калибровки оборудования массовых штрафов за неработающие фары не избежать.
В основе технологии применены методы программирования с использованием нейросетей. Это программные алгоритмы, которые имитируют работу нейронов мозга. Они способны к самообучению и действуют на основе получаемой информации. К примеру, если программисты загружают в память системы 20 вариантов изображения фар в 20 разных ракурсах, то программа, руководствуясь ими, может обнаружить на снимках похожий 21-й вариант, который не входил в пакет обучения.
Разработанный софт отличает свет габаритных фонарей от дневных ходовых огней, а также фиксирует полностью выключенные фары.
Если же компьютер в некоторых случаях будет допускать ошибки, то поправить их сможет уже человек, осуществляющий контроль за работой комплексов фотовидеофиксации. Нейросеть может фиксировать выключенные фары и в сумерки.
Почему опасно ездить без света фар?
Требование включать днем фары появилось неслучайно. Скорости автомобилей возросли, и нередко поток движется по загородным трассам быстрее 100 км/ч. Для обгона требуется нарастить скорость до 120 км/ч. В итоге участок, необходимый для совершения маневра, занимает 300−500 м. А на такой дистанции встречные автомобили уже плохо различимы, особенно в солнечный день, когда бликует асфальт.
Между тем далеко не все водители включают фары не только днем, но и в сумерках. Подобные нарушения часто встречаются на крупных городских трассах, оборудованных фонарями. Водители иногда забывают включить фары и становятся незаметными для других участников движения, хотя сами хорошо видят дорогу.
Если после начала работы системы несколько камер зафиксируют нарушение, то водителю будет выписано несколько штрафов. В итоге одна поездка по городу обернется большими расходами.
Какие фары должны работать всегда?
В Правилах дорожного движения (ПДД) (пункт 19.5) сказано, что в светлое время суток на движущихся транспортных средствах с целью их обозначения должны включаться фары ближнего света или дневные ходовые огни (ДХО).
Дневные ходовые огни (ДХО) были придуманы для экономии электроэнергии, топлива и снижения вредных выбросов в атмосферу во время движения автомобиля. На международных рынках они получили название Daytime running lights (DRL) и представляют собой дополнительные сегменты, которые загораются автоматически при повороте ключа в замке зажигания. Они состоят из нескольких светодиодных ламп, способных перебивать солнечный свет, но при этом потребляющих мало электроэнергии. Светодиодные лампочки заметны на таком же расстоянии, как и ближний свет фар днем. Правда, ДХО не создают достаточно мощный поток излучения и не могут освещать дорогу.
В дешевых машинах с применением галогенных ламп роль дневных ходовых огней стали играть фары дальнего света, в которых электронный блок управления снижал светимость лампы. Таким образом, они горят на четверть мощности и не слепят встречных водителей.
Для машин без штатных ДХО есть одна возможность не использовать ближний свет фар и разгрузить генератор. Пункт 19.4 ПДД разрешает заменять их в светлое время суток противотуманками.
Габаритки — это не ДХО
Габаритные огни для передвижения по городу не годятся. На международных рынках этот тип света называется Parking Light, сертифицирован он только для обозначения машин на стоянках. Габаритные огни помогают водителям в городах с хорошей инфраструктурой рассмотреть припаркованный под фонарем автомобиль. Для подсветки транспортного средства во время передвижения они не предназначены, так как не создают излучения достаточной яркости, чтобы перебить солнечные лучи.
Если инспекторы ГИБДД заметят такой автомобиль без горящего ближнего света, они вправе наложить на водителя административное взыскание. Согласно статье 12.20 КоАП РФ, нарушение правил пользования внешними световыми приборами, звуковыми сигналами, аварийной сигнализацией или знаком аварийной остановки влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.